Стандартная версия

Данный сайт учреждения не является официальным
Перейти на официальный сайт учреждения

Мы с моей подружкой Таней
Ходим вместе в детский сад.
Это вам не то, что дома!
Это школа малышат!
Здесь мы делаем зарядку,
Ложкой правильно едим,
Приучаемся к порядку!
Детский сад необходим!
Учим мы стихи и песни
В нашей группе дошколят!
Места нет для нас чудесней!
Чем любимый детский сад!

«Развитие умственных способностей старших дошкольников через использование здоровьесберегающих технологий»

Консультация для родителей

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему. Современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Он должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях. Проблема здоровья не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная систематически спланированная работа всего коллектива дошкольного учреждения и семьи.

Установлено, что отставание в умственном развитии приводит к отставанию в развитии физических качеств (Н. Сладкова, 1998; О.В. Решетняк, Т.А. Банникова, 2002). Доказано положительное влияние активной двигательной деятельности на умственную работоспособность (Н.Т. Терехова, 1989; А.В. Запорожец и др., 1980; А.П. Ерастова, 1989).

В.А. Шишкина отмечает чрезвычайно важную роль движений для развития психики и интеллекта. «От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений достигает он, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма».

Говоря о двигательной активности как основы жизнеобеспечения детского организма, Э. Я. Степаненкова указывает, что именно она оказывает воздействие на интеллектуальный рост и нервно-психическое развитие ребенка. Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно отметить двигательную активность как биологическую потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и интеллектуальное развитие.

В нашем учреждении большое внимание уделяется созданию и постоянной модернизации предметно развивающей среды, позволяющей педагогам, специалистам осуществлять дифференцированный подход с учетом индивидуально-типологических и возрастных особенностей детей. Создание условий для свободной двигательной деятельности детей при проведении оздоровительных занятий способствует более правильному и своевременному развитию центральной нервной системы, а следовательно, психическому и моторному развитию ребенка.

Осознание педагогическим коллективом необходимости решения специфических задач по вопросам здоровьесбережения воспитанников с нарушениями речи, задержкой психического развития, коррекцией физического развития в образовательном пространстве ДОУ потребовало интеграции деятельности всех специалистов. Большую роль в этом играет проектная деятельность педагогов при подготовке к занятиям, которая позволяет педагогам всесторонне проанализировать и спрогнозировать методы и приемы, запланированные на занятии, которые будут учитывать все индивидуально-типологические и возрастные особенности дошкольников, ориентируясь на зону ближайшего развития каждого ребенка.

В связи с этим специалисты детского сада и медицинский персонал разработали долгосрочный проект по умственному развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий (принят на педсовете от 24.08.2011 № 10). Целью нашего проекта стало создание модели взаимодействия специалистов ДОУ по умственному развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий. Мы определили здоровьесберегающие технологии, их время в режиме дня и ответственных за их проведение. Сюда вошли: технологии сохранения и стимулирования здоровья: дыхательная гимнастика, артикуляционная, психомышечная гимнастика;технологии обучения здоровому образу жизни: самомассаж, игровые тренинги; коррекционные технологии: психогимнастика, логоритмика, песочная терапия, игротерапия, кинезиология.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий мы применяем следующие группы средств:
- средства двигательной направленности (движения, физкультминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим),
- оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фито-, витаминотерапия, ионизация воздуха);
- гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена).

С учетом целей, приемов, методов педагогики оздоровления в дошкольном учреждении создана модель взаимодействия специалистов ДОУ по умственному развитию старших дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий и разработан план совместной образовательной деятельности. Определив в качестве основной цели физического воспитания старших дошкольников содействие гармоничному формированию их личности, мы обозначили два блока задач: специфические, суть которых заключается в обучении двигательным действиям, воспитании физических качеств, оздоровлении детей; и общепедагогические, предполагающие повышение уровня умственного развития дошкольников (через систему элементарных знаний в области физической культуры и в смежных областях; развитие познавательных процессов, активизацию мыслительной деятельности на основе двигательной активности; сенсорное развитие посредством физических упражнений с применением спортивно-игрового оборудования; становление речи, увеличение словарного запаса), воспитание личностных качеств, моральных ценностей, эстетической культуры.

Основным средством умственного развития в процессе физического воспитания являлись физические упражнения, не только решающие задачи физического воспитания, но и оказывающие прямое или опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий. Был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: синхронное, последовательное. Например, ходьба и бег, включённые в подготовительную часть занятия, превращались в игру "Слушай-действуй!", во время которой дети должны были выполнять действия, соответствующие отрывку из музыкального произведения: под польку - подскоки; под вальс - кружение и т.д., что способствовало не только решению специфических задач подготовительной части, но и развитию внимания, слухового восприятия, слухомоторной координации.

Развитие мышления осуществлялось путём расширения круга понятий, включения мыслительных действий в процесс двигательной активности и манипуляций со спортивно-игровым оборудованием. Операции анализа, синтеза, сравнения, нахождения сходства и различия в объектах, классификации, обобщения насыщали каждое физкультурное занятие. Например, преодолению полосы препятствий предшествовало задание подобрать спортивный инвентарь, соответствующий заданному признаку (форме, цвету, назначению) или расставить его в соответствии со схематическим изображением, предложенным педагогом. Уборка спортивных модулей и оборудования реализовывалась с дополнительным заданием "Сложи похожее с похожим". При делении детей на команды каждый капитан выстраивал свою команду по росту, длине волос, физической подготовленности. Умение выделять существенные признаки предметов совершенствовалось в игре "Покажи отгадку", когда дети не только отгадывали загадку, но и показывали ответ с помощью движений. При выполнении основных видов движений отрабатывалось умение понимать количественные и качественные соотношения предметов: Лена прыгнула выше, а Катя ниже, стенка находится справа, а скамейка слева и т.д. Обучение сложным движениям сопровождалось анализом двигательного действия (совместно детьми и педагогом), показом и проговариванием его составных элементов, сравнением выполняемого ребёнком действия с эталонным, поиском ошибок, неточностей и путей их исправления. Подобные задания с большим интересом воспринимались всеми детьми. Наши наблюдения выявили повышение познавательной активности детей, улучшение дисциплины и эмоциональный подъём на занятии.

Необходимость объединения специалистов ДОУ в образовательном процессе умственной и двигательной деятельности привела к разработке последовательности подбора оптимальных методов и методических приёмов обучения. В процессе обучения специалисты одновременно или последовательно используют методические приемы, относящиеся к разным группам методов. При этом одни из них можно условно назвать "ведущими", а другие "вспомогательными". На физкультурных занятиях ведущими являются практические методы обучения, в частности метод упражнения (целостного или расчленённого). Словесные и наглядные методы выполняют функцию вспомогательных. Исходя из выше сказанного, представляем возможные варианты последовательного сочетания методов, активизирующих мыслительную деятельность детей при обучении двигательным действиям.

Например, для совершенствования действий наглядно-образного мышления физическое упражнение (практические методы) целесообразно выполнять с опорой на зрительные ориентиры после изучения схематического изображения двигательного действия (наглядные методы). Действия же логического мышления более продуктивно будут развиваться при реализации физического упражнения (практические методы) после поиска оптимальных способов выполнения двигательного действия, руководствуясь сформулированной педагогом проблемной ситуацией с последующим анализом и коррекцией ошибок, допущенных по ходу выполняемого действия (словесные и наглядные методы).

Используемая методика позволяет гармонично сочетать двигательную деятельность на физкультурном занятии с упражнениями и дидактическими играми, традиционно используемыми в статических видах детской деятельности, что делает возможным повышение уровня умственного развития детей без ограничения их двигательной активности, являющейся важным компонентом здорового образа жизни. Проведённое исследование показало, что средства физического воспитания содержат неограниченные возможности не только для решения специфических задач улучшения физического статуса занимающихся, но и для развития психических функций ребёнка, что обосновывает целесообразность их использования для решения задач умственного развития.

Разработанный проект взаимодействия специалистов ДОУ, по использованию здоровьесберегающих технологий, направленных на умственное развитие дошкольников 5-7 лет, показал её положительное влияние, оцениваемое на основе интегральных показателей и формирование таких процессов, которые не получают достаточного развития на традиционных занятиях по физическому воспитанию: логического и наглядно-образного мышления, внимания, восприятия, памяти, что, в свою очередь, будет способствовать быстрому, прочному, осознанному усвоению двигательных умений и формированию физических качеств. Дети уже способны дифференцировать свои мышечные усилия, а это означает, что появляется доступность в умении выполнять упражнения с приличной амплитудой, переходить от медленных к более быстрым движениям по заданию педагога, то есть менять темп. Дети способны осуществлять частичный контроль выполняемых действий, на основе предварительного объяснения упражнения, самостоятельно выполнять многие виды упражнений.

При выполнении движений обогащается эмоциональное состояние детей. Они испытывают чувство радости, подъема от проявленной при овладении двигательными действиями энергии, от раскованности и свободы их выполнения. Дети воспринимают красоту совместных дружных действий.

Воспитывая у детей потребность в двигательной активности, выполнять физические упражнения с ранних лет, можно заложить прочные основы хорошего здоровья, гармоничного развития ребенка.