Версия для слабовидящих

Данный сайт учреждения не является официальным
Перейти на официальный сайт учреждения

Мы с моей подружкой Таней
Ходим вместе в детский сад.
Это вам не то, что дома!
Это школа малышат!
Здесь мы делаем зарядку,
Ложкой правильно едим,
Приучаемся к порядку!
Детский сад необходим!
Учим мы стихи и песни
В нашей группе дошколят!
Места нет для нас чудесней!
Чем любимый детский сад!

«Капризы ребенка»

Консультация для родителей

Почему нельзя брать чужие вещи

Все в мире как бы принадлежит малышу, пока однажды его не убедят в обратном. Поэтому чем раньше вы научите его не брать чужие вещи без разрешения, тем лучше. Родители остаются совестью детей до тех пор, пока у тех не выработается своя совесть. Всякий раз, когда ваш ребенок возьмет ему не принадлежащие вещи, не оставляйте это без внимания, чтобы удержать его в рамках законности как в данный конкретный момент, так и в будущем, когда он вылетит из-под вашего крыла.

Предупреждение проблемы

Составьте правила

Побуждайте своего ребенка, когда ему что-то нужно, просить вас об этом. Решите, что можно и нельзя брать из общественных мест и чужих домов, и ознакомьте ребенка с этими правилами. Главным правилом может быть: «Ты должен всегда спрашивать меня, можно ли взять что-то, прежде чем брать это».

Решение проблемы

Что следует делать

Объясните, как получить вещи без воровства.
Ваш ребенок может не понять, почему нельзя взять вещи, которые он видит, если ему хочется. Объясните ему правильное и неправильное поведение в этой ситуации, скажите: «Ты можешь попросить у меня жвачку; если я скажу «да», можешь взять пачку и держать ее, пока мы не заплатим».

Будьте последовательны.
Нельзя то разрешать ребенку брать что-либо, например, выбирать себе игрушки в магазине самообслуживания, то, наоборот, запрещать. Это только смутит его, когда он будет пытаться решить для себя, что может и что не может принадлежать ему.

Покажите, что вы понимаете под воровством.
Объясните своему ребенку разницу между «взять взаймы» и «украсть» и последствия обоих поступков, чтобы он знал смысл вашего высказывания: «Ты не должен воровать».

Пусть ваш ребенок заплатит за воровство.
Чтобы помочь ребенку осознать цену воровства, заставьте его отработать эту провинность, выполняя различные работы по дому, или отдать что-то из вещей, которыми он когда-то был награжден. Например, скажите: «Жаль, что ты взят вещь, которая тебе не принадлежит. Теперь ты должен отдать то, что принадлежит тебе». Вещь, которую он отдает, несколько месяцев спустя может быть использована как награда за хорошее поведение.

Заставляйте детей отдавать украденное.
Объясните ребенку, что он не может держать у себя вещи, которые ему не принадлежат или взяты без разрешения. Сделайте правилом, чтобы он возвращал их или сам, или путем вашего посредничества (если оно потребуется).

Объявляйте тайм-аут.
Когда ваш ребенок берет что-то, ему не принадлежащее, сообщите ему, что он должен быть изолирован, так как нарушил правило. Скажите: «Жаль, что ты взял чужую вещь. Тайм-аут».

Чего не следует делать

Не напоминайте о прошлых кражах.
Не напоминайте своему ребенку о прошлом инциденте с кражей. Возвращение к нему только научит его вновь поступать плохо, а не хорошо.

Не клеймите ребенка
Не называйте ребенка, например, вором, потому что он начнет вести себя соответственно тому, как его заклеймили.

Не спрашивайте ребенка, не украл ли он чего-нибудь.
Такие вопросы только побуждают ко лжи. «Я знаю, меня накажут. Почему не солгать, чтобы избежать хлопот?» - говорит он себе.

Не колеблясь, обыщите ребенка.
Если вы подозреваете, что ребенок что-то украл, проверьте это, обыскав его. Применяйте меры, если выясните, что ребенок действительно украл. Скажите: «Мне жаль, что ты взял вещь, тебе не принадлежащую». И применяйте меры из раздела «Что следует делать».

Азбука дисциплинированных родителей

Когда вы занимаетесь проблемами плохого поведения, по практическим и психологическим причинам важно «отделять ребенка от его поведения». Если вы назовете ребенка, оставляющего свои игрушки разбросанными, неряхой, это не поможет научить его аккуратности, а, наоборот, возможно, только усилит его нездоровую самооценку и может стать сбывающимся пророчеством. Для правильной детской самооценки лучше всего сосредоточиться на специальных конструктивных путях изменения поведения.
Наша азбука основана на этих принципах.

Решите, что в поведении вашего ребенка вы хотели бы изменить.

Если вы займетесь чем-то конкретно, а не будете впадать в отвлеченные рассуждения, то добьетесь больших результатов. Не просто говорите ребенку «Будь аккуратен», а объясните, что вы хотите, чтобы он собрал свои кубики, прежде чем отправиться на прогулку.

Точно объясняйте ребенку, что вы хотите, чтобы он сделал, и покажите, как это сделать.

Если вы хотите, чтобы ребенок перестал хныкать, когда он хочет чего-то, покажите ему, как надо это попросить. Руководя своими детьми в конкретной ситуации, вы поможете им понять точно, что вы хотите, чтобы они сделали.

Хвалите своего ребенка за правильное выполнение действий.

Точнее, хвалите не ребенка, а то, что он делает. Например, лучше сказать: «Хорошо, что ты спокойно сидишь», чем «Ты хороший мальчик, потому что сидишь спокойно». Направляйте вашу похвалу или неодобрение на поведение ребенка, потому что вы заинтересованы именно в контроле поведения.
Хвалите детей до тех пор, пока новый тип поведения не станет для них привычным. Хваля все то, что правильно делают ваши дети, вы напоминаете им о своих ожиданиях и продолжаете удерживать перед ними вашу собственную модель хорошего поведения. Если хотите хорошо воспитать своих детей, то лучший способ этого – показывать им на конкретных примерах, что вы от них хотите. Похвала способствует закреплению правильного поведения.

Избегайте силовых воздействий на своих детей.

Используя прием «Обгони часы» (см. словарь терминов), например, в случае, когда вы хотите, чтобы ребенок лег побыстрее спать, вы сможете ослабить противостояние с ребенком, так как переносите ответственность на «нейтральную фигуру» - кухонный таймер.

Старайтесь как можно больше времени быть с детьми.

Мы не утверждаем, что родители ежеминутно должны быть со своими детьми, но мы утверждаем, что дети нуждаются в постоянном наблюдении. Даже когда они заняты игрой, присутствие родителей помогает детям освоить правильные игровые навыки и добиться в игре совершенства, а кроме того, позволяет корректировать затраченное на игру время. Если родители не уделяют пристального внимания детям, то многие поведенческие ошибки последних останутся неисправленными.

Не старайтесь быть «историком».

Оставьте плохое поведение ребенка в прошлом и не вспоминайте о нем. Если ребенок совершит ошибку, то постоянное напоминание о ней лишь приводит его в раздражение и увеличивает вероятность плохого поведения. Что сделано, то сделано. Действовать, глядя в лучшее будущее, более оправданно, чем копание в истории. Напоминание детям об их ошибках только учит их, как не надо делать, но не учит, как надо. Если напоминание об их ошибках и учит чему-то, то только практике совершения ошибок.

Шлепки и крики бесполезны.

Вышеописанные принципы дают представление о том, что мы как родители должны делать, когда сталкиваемся с плохим поведением детей. Однако часто мы позволяем себе кричать на них и шлепать их, особенно если устали или раздражены непослушанием. Окрик и шлепок – естественная реакция на плохое поведение, но она абсолютно непродуктивна.

Суровое наказание часто вызывает еще большие проблемы, чем были ранее. Окрики и шлепки – неправильные знаки внимания по отношению к детям, и, если это единственная форма внимания, которое им уделяется, дети могут вести себя плохо просто для того, чтобы заставить себя заметить. К тому же родители не всегда знают, сработало ли наказание, потому что они не наблюдают продолжительность его воздействия на детское поведение.

Зачастую из-за наказания плохое поведение просто загоняется вглубь и не проявляется в присутствии родителей, но это не означает, что оно прекратилось в целом. Дети становятся виртуозами неуловимости, и родители могут даже говорить: «Чтобы ты больше мне с этим не попадался!».

Самый высокий уровень связан со способностью «следовать правилам, потому что они верные и хорошие». Когда мы постоянно шлепаем детей за плохое поведение, мы оставляем их на низшем уровне морального развития: они заинтересовано в том, чтобы избежать наказания, а не в том, чтобы делать правильно то, что хорошо или правильно. Шлепанье, как правило, является примером раннего опыта насилия для ребенка. Дети учатся вести себя с позиции силы на примере взрослых. Трудно оправдать указание «Не бей!», если родители сами бьют детей за драку. Поскольку дети воспринимают мир в конкретных условиях, ребенок, который видит, что родителям разрешено бить детей, сделает вывод, что ему разрешается бить взрослого или другого ребенка. Битье порождает битье, т.е. влечет за собой такое же зло, как гнев, месть, а впоследствии часто завершается разрывом связи между родителями и детьми.

Нежелание идти спать

Как избежать проблемы

Уделите время разговору перед сном.
Когда бы вы не готовили ребенка ко сну, вечером или днем, устанавливайте с ним особые отношения: читайте стихотворения, рассказы, и пусть это станет частью ритуала укладывания в постель. Сделайте это событие особенным, чтобы ребенок к нему стремился. Попробуйте декламировать подходящее по теме стихотворение или обсуждать события дня, даже если это односторонняя беседа.

Сделайте упражнения ежедневной привычкой.
Ребенок должен немного упражнять свое тело в течение дня, чтобы возникала потребность в отдыхе.

Ограничьте дневной сон ребенка.
Не разрешайте вашему ребенку затягивать время дневного сна до вечера, чтобы потом не пришлось разрешать лечь спать часом позже. Разбудите его, чтобы регулировать время сна и бодрствования.

Поиграйте с ребенком перед сном.
Поиграйте с ребенком перед тем, как объявить, что пора спать. Это поможет избежать его каприза, устроенного просто с целью привлечь ваше внимание.

Последовательно придерживайтесь времени сна.
Определите, сколько времени требуется вашему ребенку для сна, как он себя ведет, когда поспал мало, а когда много. Предпочитает ли он ложиться в 9 или в 7 часов вечера. Затем установите соответствующий режим дня.

Решение проблемы

Играйте в игру «Обгони часы».
Вот как это выглядит. За час до дневного или ночного сна установите таймер на пять минут. Это позволит ребенку предугадать грядущее событие. Когда таймер зазвонит, установите его вновь примерно на 15 минут, в течение которых вы и ваш ребенок готовитесь ко сну (принимаете ванну, надеваете пижаму, чистите зубы, пьете, ходите в туалет и т.д.). Если ребенок успевает все сделать до звонка, он может поиграть оставшиеся сорок минут. Если не успевает, то без разговоров укладывайте его в постель.

Соблюдайте весь ритуал отхода ко сну.
Даже если время укладывания спать по какой-то причине отсрочено, проделайте весь ритуал, чтобы помочь вашему ребенку понять, что от него ждут, когда приходит пора ложиться спать. Не заостряйте внимание на том, насколько велика задержка. Ускорьте темп, помогая ему, например, надеть пижаму или попить, а таймер установите сначала на 30 минут вместо 60, но не пропускайте ни одного этапа.

Следите за порядком.
Так как дошкольники любят постоянство, пусть ребенок моется, чистит зубы и надевает пижаму в одной и той же последовательности каждый вечер. Попросите ребенка назвать, какое действие будет следующим, чтобы превратить отход ко сну в игру.

Назначайте награды за опережение таймера.
При пробуждении приветствуйте ребенка хорошей новостью, например, сообщите о том, что за опережение таймера он вознагражден. Скажите: «Ты так быстро вчера улегся спать, что сегодня я приготовлю тебе твой любимый завтрак» или «Раз ты так хорошо укладывался спать, сейчас я почитаю тебе рассказ».

Что не надо делать

Не разрешайте ребенку контролировать время сна.
Придерживайтесь выбранного вами времени укладывания спать, несмотря на сопротивление ребенка или его попытки отодвинуть неприятную процедуру. Вы ведь прекрасно знаете, почему ваш ребенок не хочет идти спать. Скажите себе: «Он плачет только потому, что не хочет заканчивать игру. Но если он сейчас поспит, позже он будет играть с еще большим удовольствием.

Не угрожайте и не шлепайте.
Угрозы и шлепки с целью уложить ребенка в постель могут вызвать у него ночные кошмары и страхи. Кроме того, вы будете чувствовать огорчение и вину за неправильное поведение ребенка. Используйте таймер как нейтральный «авторитет», который сам определяет время приготовления ко сну, чтобы снять с себя «вину».

Не напоминайте ребенку о его капризах.
Не заставляйте ребенка расплачиваться за его сопротивление при укладывании спать, когда он уже проснулся. Повторяйте игру «Обгони часы», пока малыш не начнет исполнять ее сам по себе.

Отказ от еды

Еще с младенческого возраста многих детей родители почти насильно заставляют есть. Это объясняется тем, что современные дети в возрасте до шести лет слишком заняты исследованием окружающего мира, чтобы уделять много времени жеванию пищи. Если вам кажется, что ребенок с рождения плохо ест, и вы вынуждены запихивать в него пищу, постарайтесь уделить ему больше внимания в том время, когда он что-то ест, пусть даже горошину.

Примечание. Не путайте типичный или случайный отказ от еды с признаками заболевания. Позаботьтесь о профессиональной помощи, если чувствуете, что ребенок физически нездоров и не может есть.

Предупреждение проблемы

Не пропускайте сами время еды.
Если вы сами жуете не вовремя, это утверждает ребенка в мысли, что не есть в положенное время для него так же нормально, как и для вас.

Не акцентируйте внимание на большом животе и не превозносите худое телосложение.
Даже трехлетний малыш может ошибочно считать свой вес избыточным, если вы будете ему демонстрировать, как сильно вас волнует лишний жир на вашем теле.

Определите количество пищи, необходимое ребенку в соответствии с его возрастом и весом.
Узнайте оптимальный рацион питания для вашего ребенка, чтобы ваши требования к нему были обоснованными.

Составьте расписание кормлений.
Составьте для ребенка расписание приема пищи по часам, и его желудок сам будет подсказывать ему нужное время.

Решение проблемы

Что следует делать

Предлагайте еды меньше, но чаще.
Желудок ребенка не такой большой, как взрослого человека, поэтому он не может вместить достаточно пищи, чтобы выдержать три-четыре часа между кормлениями. Разрешите ребенку есть так часто, как он хочет, но только пищу нормальную, соответствующую его возрасту. Предупредите его: «Как проголодаешься, скажи мне, и я дам тебе яблоко или бутерброд с сыром». Можете предложить другие блюда, исходя из запаса продуктов в доме и времени основной еды.

Позвольте ребенку иногда самому выбирать еду.
Предоставьте ребенку возможность иногда самому выбирать еду, например, когда надо перекусить или легко позавтракать (выбор под вашим наблюдением). Если он почувствует, что может самостоятельно это сделать, то проявит больше интереса к еде. Похвалите разумный выбор (предлагайте не больше двух блюд, чтобы легче было принять решение) комментариями типа: «Ты выбрал замечательный апельсин; это чудесная кашка».

Позаботьтесь о разнообразии и сбалансированности еды.
Дети должны знать, какая пища соответствует их возрасту, что является предпочтительным. Учите ребенка, предлагая еду разного вкуса, состава, цвета, запаха и калорийности. Помните, что вкусы дошкольников могут меняться каждый день ото дня, так что будьте готовы, что сегодня ребенок отвергнет ту пищу, которую обожал на прошлой неделе.

Положитесь на природный инстинкт.
Нормальный здоровый ребенок сможет инстинктивно выбирать сбалансированное питание в течение недели, которое, как говорят педиатры, адекватно его потребностям. Следите за тем, что ребенок поел за неделю, а не за день, прежде чем начнете беспокоиться о том, что он недоедает.

Хвалите ребенка во время еды.
Ободрите ребенка, когда он съест ложку какого-нибудь блюда – он должен знать, что когда ест, ему уделяется больше внимания, чем, когда не ест. Похвалите хорошие навыки, сказав: «Ты ловко справился с этим кусочком мяса» или «Я рада, что тебе понравились сегодняшние булочки».

Время еды должно быть отдано только еде.
Так как дети имеют другой распорядок дня, чем вы, им часто хочется продолжить игру на улице или достроить дом из кубиков как раз тогда, когда приходит время приема пищи. Ребенку, возможно, понадобится тренировка, прежде чем он научится переключаться на ваше время, пусть хотя бы посидит с вами вместе. Поступайте так, не заставляя ребенка есть пищу, просто устанавливайте таймер на время, которое он должен быть за столом. «Таймер сообщим нам, что обед закончен. По правилам ты должен оставаться за столом, пока не зазвенит таймер. Как только закончишь есть, скажи мне об этом, я уберу твою тарелку». Пусть дети до трех лет остаются за столом не так долго, как более усидчивые четырех-пятилетние. Запомните время, когда ваш ребенок может ощутить голод, чтобы составить наиболее оптимальный порядок питания и переключить на него если возможно.

Чего не следует делать

Не предлагайте награду в виде еды за каждый прием пищи.
Держите еду как запасную награду. Еда предназначена для питания, а не для награды. Скажите: «Раз ты так хорошо поел куриную лапшу, то можешь погулять после обеда».

Не подкупайте и не просите.
Когда ребенок не ест, не старайтесь подкупить или просить его съесть всю еду в тарелке. Это превратит отказ от еды в игру для привлечения вашего внимания и даст ребенку чувство власти над вами.

Не расстраивайтесь, если ребенок отказывается от еды.
Если ребенку уделяется внимание, когда он не ест, он получает большее удовлетворение, чем когда ест.

Не говорите другим, что ваш ребенок не ест.
Не переборщите, уделяя слишком много внимания еде ребенка, стремитесь к тому, чтобы еда не стала предметом торга.

Капризы

Так же как и взрослые, маленькие дети часто без причины бывают в дурном настроении, они хнычут и капризничают. Если вы знаете, что все потребности вашего ребенка удовлетворены (он сухой, накормлен и т.д.), то причиной его плохого настроения и необычного поведения является желание привлечь к себе внимание или просто своенравие. Хотя это и нелегко дается, но игнорирование стонов помогает прекратить плач. Ваш ребенок вскоре выучит важное домашнее правило: лучше вежливо попросить, чем капризничать и плохо себя вести.

Предупреждение проблемы

Выявите в ребенке хорошее.
Хвалите всякий раз хорошее поведение и все успешные попытки поступить правильно, чтобы ребенок не хныкал, и не стенайте о том, что «он все делает не так, как надо».

Удовлетворяйте его потребности.
Пусть ваш ребенок будет всегда сытый, вымытый, одетый, хорошо выспавшийся, обласканный, и тогда он не будет капризничать, ведь когда он чем-то огорчен, у него нет другого способа сообщить вам о своих чувствах иначе как плачем.

Решение проблемы

Что следует делать

Объясните малыш, что такое капризы.
Убедитесь, что, когда вы просите ребенка не капризничать, он хорошо понимает, что вы имеет в виду. Объясните, как ему следует просить о чем-то или сообщить о своих желаниях без нытья. Например, скажите: «Я не дам тебе яблочного сока, пока ты вежливо не попросишь. Вот как мне хотелось бы, чтобы ты просил: «Мама (или папа), можно мне попить яблочного сока?»

Выделите место, где можно хныкать и плакать.
Если ваш ребенок продолжает хныкать даже после того, как вы научили его вежливо выражать свои просьбы, сообщите ему, что у него есть право на чувства и переживания, которые можно облегчить только плачем. Скажите, что он может плакать и хныкать сколько угодно, но должен делать это в «месте для плача», которое специально выделяете. Но предупредите ребенка, что вы не хотите находиться вместе с плаксой и нытиком, который даже не может сказать, чего он хочет, но если он закончит плакать, то может выйти. Например, скажите: «Жаль, что ты так расстроен. Можешь сходить в место для плача и прийти обратно, когда почувствуешь себя лучше».

Игнорируйте капризы ребенка.
Если капризы ребенка очень действуют вам на нервы, вы незаметно уделяйте ему больше внимания в то время, когда он хнычет, но не ласкайте. После того как вы посадили его на стул для хныканья и дали ему возможность освободиться от эмоционального напряжения, наденьте на себя наушники, если капризы выходят за пределы вашего терпения.

Отмечайте, когда ребенок не капризничает.
Чтобы ребенок прочувствовал разницу вашего поведения, когда он капризничает, немедленно хвалите его, когда он успокоится, словами: «Какой ты молодец, пойдем возьмем игрушку!» или «Спасибо, что не хнычешь».

Чего не следует делать

Не поддавайтесь капризам ребенка.
Если с капризничающим ребенком вы будете сюсюкать и давать ему то, что он просит, то утвердите его в мысли, что капризы – способ добиваться своего.

Не капризничайте сами.
Жалобы взрослых иногда могут звучать для вашего ребенка как капризы, и, глядя на вашу мимику, он сделает вывод, что это подходит также для него. Будучи в плохом настроении, не сердитесь на своего ребенка (раз уж сердиты на весь мир). Просто скажите ему, что неважно себя чувствуете, но не хнычьте.

Не сердитесь на ребенка.
Не сердитесь только потому, что у вашего ребенка неудачный день. Ваши срывы ребенок ошибочно воспримет как внимание, а ваше расстройство как власть над вами. Он может продолжить капризничать просто для того, чтобы показать, что он хозяин положения.

Не старайтесь наказаниями избавиться от плача и хныканья.
Избитая фраза: «Ты у меня сейчас по-настоящему заплачешь» - только усугубляет конфликт между вами и вашим ребенком. Ребенок подумает, что плакать всегда плохо, и почувствует себя виноватым за испытываемое вами раздражение. Разрешите ему плакать и хныкать без ограничений, потому что плач может быть единственным для вашего ребенка способом избавиться от чувства дискомфорта.

Запомните, это не будет длиться вечно.
У вашего ребенка может быть неудачный период, когда ничто, кажется, не радует его, и он может много хныкать и плакать, пока не восстановятся гармоничные отношения с окружающим миром. Скажите себе: «И это тоже пройдет», а сами тем временем старайтесь сделать его жизнь как можно менее грустной и хвалите каждый раз за хорошее поведение.

Беспорядок

Маленькие дети любят большой беспорядок, и, на горе аккуратным родителям, они почти всегда забывают убрать за собой разбросанные вещи. Если вы знаете, что ваш ребенок не неряха, а просто не знает, что нужно убирать за собой, объясните ему (чем раньше, тем лучше), что вещи сами собой не встают на положенное место, а их нужно убирать тем, кто их брал. Поделитесь этим жизненным правилом с ребенком, но не ждите его идеального соблюдения. Побуждайте ребенка к аккуратности, а не требуйте ее, хвалите малейшую попытку ребенка играть «в уборку».

Предупреждение проблемы

Убираться, как только закончим игру.
Покажите своему ребенку, как сразу после игры нужно убирать игрушки или просто уменьшить беспорядок, вызванный тем, что он бросался от игрушки к игрушке. Помогите малышу приучиться подбирать за собой мусор, чтобы он стал более аккуратным ребенком, а впоследствии и более организованным взрослым.

Покажите ребенку, как устранять беспорядок.
Подготовьте соответствующего размера коробки и банки, в которые ребенок мог бы сам убирать игрушки, пластилин и т.д. Покажите ему, как вещи кладутся в коробку, и где она потом должна стоять, чтобы не получилось так, что ребенок просто не знает, что вы имеете в виду, когда просите его убрать что-то.

Будьте как можно точнее в своих указаниях.
Вместо того, чтобы просить ребенка убраться в комнате вообще, скажите ему конкретно, что надо убрать. Скажите, например: «Давай положим лопатки в ведерко, а кубики в коробку», чтобы максимально облегчить ребенку выполнение ваших указаний.

Обеспечьте ребенка всем необходимым для уборки.
Не ждите, что ребенок сам знает, какие предметы требуются для уборки, а дайте ему, например, тряпку для протирки стола. Хвалите его за усилия после того, как дали орудие труда.

Отведите для активных игр безопасное место.
Пусть ваш ребенок играет в игры, подразумевающие беспорядок (рисование, лепка), в наименее уязвимых местах. Не ждите, что он знает, как плохо портить ковер в гостиной, если вы разрешили ему там, например, рисовать красками.

Решение проблемы

Что следует делать

Применяйте «бабушкино правило».
Если ваш ребенок отказывается ликвидировать за собой беспорядок, поставьте его удовольствия в зависимость от выполнения требуемой работы. Например, скажите: «Да, я знаю, что ты не хочешь подобрать кубики. Но когда ты их соберешь, ты можешь выйти погулять». Помните, что ваш ребенок (в год и старше) может хотя бы немного помочь в уборке, и он должен попробовать это делать, медленно, совершенствуясь в выполнении все более сложных заданий.

Помогайте ему в уборке.
Иногда уборка слишком тяжела для детских рук. Включайтесь в работу, чтобы научить ребенка делиться и сотрудничать, - ведь вы хотите, чтобы он усвоил эти два важных правила дошкольной жизни. Если ребенок видит, как мама или папа убираются, то уборка становится для него более привлекательной.

Играйте в игру «Обгони часы».
Если собирание игрушек превратить в игру «Обгони часы», то трудное задание превращается в забавную игру. Включайтесь в игру, сказав, например: «Когда ты соберешь игрушки до звонка таймера, то сможешь взять нов ую игрушку». Когда ребенок успешно «обгоняет часы», хвалите его и исполняйте свое обещание.

Хвалите любое усилие по уборке.
Побуждайте ребенка убираться за собой, используя мощный стимул – похвалу. Отмечайте значимость проделанной им работы по уборке карандашей и скажите: «Я рад, что ты положил красный карандаш в корзину. Спасибо, что помог убраться в комнате».

Чего не следует делать

Не ждите идеального выполнения.
У вашего ребенка было еще слишком мало времени, чтобы попрактиковаться в уборке, поэтому не ждите от него идеального порядка. Раз он пытается, значит, учится делать домашнюю работу, и со временем у него будет получаться лучше.

Не наказывайте за беспорядок.
Ваш ребенок еще не может понять цену опрятности и недостаточно опытен, чтобы быть всегда в порядке. «Родители оставляют неубранными свои игрушки, а мне почему нельзя?» - может подумать ваш ребенок, когда видит на кофейном столе пепельницы, газеты или ручки.

Не ждите, что дети сами подготовятся к игре.
Ваш ребенок не знает цену дорогой красивой одежде. Поэтому, когда он, например, рисует, оденьте его в старую одежду, а не ждите, что он не запачкает новую.