«Развитие детей младшего возраста по средствам региональной культуры»
Доклад
Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.
В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента, который реализуется как принцип культурного воспитания, выполняющего стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики.
В младшем дошкольном возрасте происходит рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система. Интенсивно развиваются моторные функции. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. Движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер. Возникает интерес к определению соответствия движений образцу.
Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями, неустойчивость волевых усилий по преодолению трудностей. То или иное эмоциональное состояние ребенка проявляется в индивидуальной манере движения, называемой выразительной моторикой (мимика, пантомимика). Большая часть внешних проявлений эмоциональной сферы в движении характеризует, так называемый, эмоциональный фон ребенка (его эмоциональное отношение к миру вообще, будь то мир людей или предметов), его чувствительность (одно и то же событие у кого-то вызывает переживания», а кого-то оставляет равнодушным), глубину эмоциональных переживаний, подвижность эмоции в движении. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Эмоциональная отзывчивость детей активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие основ эмоционально-нравственной культуры ребенка, ориентировано на осознание, на переживание и преобразование эмоций, чувств, как самоценности личности, выражающейся в отношениях к ценностям культуры, отраженным в произведениях искусства, и как показателях социокультурного роста ребенка.
Содержание образования учитывает близость детского восприятия миру народного творчества, его реализация позволяет в полной мере развернуть условия для интеграции содержания образования, форм и средств, выйти на уровень познания художественной, мифопоэтической картины мира, развития эмоционально-ценностного, ответственного отношения к народно-прикладному искусству своего родного края. Представление о родном крае начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.
Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Развитие детей по средствам региональной культуры ведется по трем направлениям:
- гуманитарное – отражает духовные и нравственные аспекты традиционной культуры, включает в себя: знакомство с фольклором, с православными традициями, знакомство с историей родной земли (история России, Ставропольского края), знакомство с искусством, с культурой, знакомство с этнографией (строение избы, украшение жилища, одежда) и т.д..;
- народно-прикладное – связано с хозяйственно-экологической деятельностью традиционализма и приучает не только к трудолюбию, воспитывает усидчивость, терпение, но вместе с тем, учит красоте восприятия обычных обиходных вещей, т.е. развивает эстетическое чувство (ремесла, рукоделие, игрушка и т.д.);
- формирование здорового образа жизни – направлено на развитие ловкости, пластичности тела, а также способствует интеллектуальному развитию человека;
- народная медицина и кухня, (огородные и лекарственные растения, традиции закаливания, русская баня, трапеза, русские напитки);
- народные игры и танцы.
Каждое направление включает в себя все аспекты воспитательно-образовательного процесса: физическое, эстетическое, нравственное и интеллектуальное и речевое развитие.
Формирование речевого общения у дошкольников посредством знакомства с легендами Ставрополья и произведениями детских писателей. Связь занятий по ознакомлению с художественной детской региональной литературой с занятиями художественно-эстетического блока. Художественная выразительность детских рассказов и стихотворений. Язык и региональное литературное наследие: сказки и легенды о ставропольском крае, поэзия казачьей народной мудрости, стихи и рассказы: Т.Н. Гонтарь- «Сундучок», А.Е. Екимцева- «Десять добрых тропок», «Ехал дождик на коне», «Дедушка туман», «Светло от берез в России», «Малиновые горы; рассказы С.С. Бойко- «Волшебная страна Шарля Перро», Л.Ф. Епанешникова- «Брат и сестра», «Друзья», «Несговорчивый ручей», «Живой значок», Г.Н. Пухальская- «»Бабушкины сказки», «Серебряная дудочка», В.И. Сляднева- «Перепелиная душа», «Тропинка в солнце», Г.К. Баев- «Волчья дудочка», «Рассказы старухи Татьяны», В.Н. Милославская- «Радуга. Стихи для детей», «Золотая осень», Л.М. Климович- «Хочу все знать. Книга для детей», В.И.Скорик- «Бобик, милый помоги!», «Ненавижка» и др.
Речевые тренинги для дошкольников. Упражнение на развитие творческих способностей: сочинение и драматизация сказок и легенд Ставропольского края: Озеро Тамбукан – подарок Хатипары, Легенда о нарзане, Легенда о Ессентуках и др.
Система работы в гуманитарном направлении требует организации особых условий, создания обстановки, обеспечивающей детям особые ощущения и эмоциональные переживания.
На занятиях использую игрушки в виде животных, которые часто встречаются в фольклорных произведениях: котик, собачка, петушок. Детям младшего дошкольного возраста сказка рассказывается от лица «Хозяйки» или игрушечного персонажа, а дети постарше – сами участвуют в пересказе. В «избе» устанавливается люлька с младенцем-куклой, которому адресуются колыбельные, потешки, прибаутки.
Начиная с младшей группы, на занятиях появляется персонаж из мультфильма – домовенок Кузя. Это представитель русской народной сказки, носитель народной мудрости, который плохо ориентируется в современной жизни и просит детей рассказать ему, что те знают о ней. Он затевает с детьми разные игры и забавы. В эти занятия включены разные виды деятельности. Кузя знает великое множество сказок. Он их рассказывает детям по-особенному: с шутками, прибаутками. Домовенок хранит свои сказки, потешки, и загадки в особом сундуке. Есть там и докучные сказки / «Про белого бычка»/ и забавные / «Жил-был царь Ватута, вот и вся сказка тута»/. Иногда появляются из сундучка странные и интересные вещи /скалка, волчий хвост/. Кузя просит ребят догадаться, из каких они сказок. Он может рассказывать знакомую сказку неправильно, что-то забывая или пропуская. Из сундучка Кузи неизвестно почему могут пропасть загадки или, наоборот, отгадки. И в этом случае дети приходят ему на помощь, отгадывая загадки или рисуя их ответ, а Кузя потом прячет рисунки в свой сундучок. У Кузи, как и у любого человека, может быть плохое настроение, он может быть чем-то озадачен, и всегда ребята приходят на помощь.
При работе фольклорного материала учитываю возрастные особенности детей. В младшем возрасте – потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением, все большее место уделяется народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Со старшими детьми, кроме сложного фольклорного материала, использую беседу.
Для решения поставленной цели, выделили следующие задачи:
1) сформировать представления о себе, как о члене общества;
2) углубить представления детей о составе своей семьи;
3) вызвать в детях проявление эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, а также героев сказок, животных;
4) знакомить детей с окружающим миром через фольклорные формы (потешки, пестушки, сказки, колыбельные).
В младшем возрасте использую следующие приемы:
- пальчиковые игры;
- пальчиковый театр;
- рассматривание альбомов «Моя семья», «Какие мы разные»;
- диагностические игры «Подбери картинку», «Найди свой домик», «Расскажи сказку», «Собери картинку» и др.
- хороводные игры «У тетушки Маланьи», «Козел», «Ходит Ваня», «Пирожок».
В среднем возрасте решаю задачи:
1) конкретизировать представление о традиционном убранстве русской избы;
2) углубить представление детей о семье, родственных отношений. Помочь понять, что в семье все заботятся друг о друге;
3) уточнить и расширить представление детей о родном городе;
4) формировать первоначальные знания об истории жилища, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище;
5) познакомить с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.
6) познакомить с микроокружением и макропространством, с восприятием себя сейчас и своего будущего.
Наиболее значимыми в этом возрасте считаю следующие методы работы:
- чтение народных сказок;
- заучивание пословиц, закличек, дразнилок;
- рассматривание иллюстраций, наглядных пособий;
- экскурсии в лес, парк;
- знакомство с ближайшим окружением /школа, красивые здания микрорайона, улицы/;
- использование макетов «избы»;
- демонстрация диафильмов, слайдов;
- диагностические игры «Что изменилось», «Что сначала, что потом», «Выбери картинку», «Чего не хватает» и др.;
- народные игры «Клубок», «Баба Яга», «Домовой», «Кузовок» и др.
Наиболее продуктивным в этом возрасте является обучающее занятие, такое как «Гуси-лебеди», цель которого – расширение знаний об окружающем мире через русскую народную сказку, обогащение словарного запаса детей. Детям интересны викторины в игровой форме, цель которых – закрепить знания о разных видах устного народного творчества (пословицы, загадки, сказки, потешки, заклички и т.д.), воспитывать интерес к народному фольклору.
Занятия по ознакомлению с народными традициями начинаются с семьи, с самого ближайшего окружения. Система традиционной картины мира держится на народном праздничном календаре. Обряды и праздники были основными точками, связующими звеньями, на которых основывались представления о пространстве и времени. У каждого народа есть свои особенности в календаре, любимые и особо почитаемые праздники. Календарь лежал в основе жизни, как крестьян, торговцев, так и горожан. Через календарь знакомим детей, как с дореволюционным временем, так и с советской культурой. Знания о народных праздниках, играх, оберегах, навыки «ремесла», стремление воплотить через семью духовно-нравственные каноны Святой Руси – являются важным багажом в развитии детей в этом направлении. Дети узнают о воспитании детей в старину, о взаимосвязи поколений, о генеалогическом древе и семейных гербах.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для формирования исторических знаний и патриотических чувств к родному краю, так как дети дошкольного возраста отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы, её способностью активно реагировать на воздействия, поступающие из окружающей среды. Поэтому так важно, во-первых, чтобы близкие ребенку люди были для него образцом и чтобы он хотел им подражать, во-вторых, чтобы они организовывали патриотическую направленную деятельность ребенка, систематически упражняли его в исторических познаниях.
Список использованной литературы
1. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Ставропольского края. ГОУ ДПО Ставропольский краевой институт повышения квалификации. С., 2011 г.
2. Программа «От рождения до школы» М.А.Васильевой., М.2011 г.
3. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников. М., 1996.
4. Колечко В.В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1990.
5. Михайленко Н., Кустова Н. Разновозрастные игровые объединения детей // Дошкольное воспитание. 1987. ? 10. С. 47-50.