Блог Набокиной Ирины Юрьевны
«Развитие детей младшего возраста по средствам региональной культуры»
Доклад
Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.
В последние годы всё увереннее набирает силу процесс реализации регионального компонента, который реализуется как принцип культурного воспитания, выполняющего стимулирующую роль и для развития самой педагогики как науки, и для совершенствования педагогической практики.
В младшем дошкольном возрасте происходит рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы. Активно формируется костно-мышечная система. Интенсивно развиваются моторные функции. Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Двигательная активность детей характеризуется достаточно высоким уровнем самостоятельности действий. Движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер. Возникает интерес к определению соответствия движений образцу.
Дети стремятся к новым сочетаниям движений, испытывают желание попробовать свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями, неустойчивость волевых усилий по преодолению трудностей. То или иное эмоциональное состояние ребенка проявляется в индивидуальной манере движения, называемой выразительной моторикой (мимика, пантомимика). Большая часть внешних проявлений эмоциональной сферы в движении характеризует, так называемый, эмоциональный фон ребенка (его эмоциональное отношение к миру вообще, будь то мир людей или предметов), его чувствительность (одно и то же событие у кого-то вызывает переживания», а кого-то оставляет равнодушным), глубину эмоциональных переживаний, подвижность эмоции в движении. Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Эмоциональная отзывчивость детей активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной, театральной культуре. Единство эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности окружающего мира. Содержание образования, обеспечивающее развитие художественно-эстетической сферы ребенка, направлено на развитие основ эмоционально-нравственной культуры ребенка, ориентировано на осознание, на переживание и преобразование эмоций, чувств, как самоценности личности, выражающейся в отношениях к ценностям культуры, отраженным в произведениях искусства, и как показателях социокультурного роста ребенка.
Содержание образования учитывает близость детского восприятия миру народного творчества, его реализация позволяет в полной мере развернуть условия для интеграции содержания образования, форм и средств, выйти на уровень познания художественной, мифопоэтической картины мира, развития эмоционально-ценностного, ответственного отношения к народно-прикладному искусству своего родного края. Представление о родном крае начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется.
Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к родному краю имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интерес.
Развитие детей по средствам региональной культуры ведется по трем направлениям:
- гуманитарное – отражает духовные и нравственные аспекты традиционной культуры, включает в себя: знакомство с фольклором, с православными традициями, знакомство с историей родной земли (история России, Ставропольского края), знакомство с искусством, с культурой, знакомство с этнографией (строение избы, украшение жилища, одежда) и т.д..;
- народно-прикладное – связано с хозяйственно-экологической деятельностью традиционализма и приучает не только к трудолюбию, воспитывает усидчивость, терпение, но вместе с тем, учит красоте восприятия обычных обиходных вещей, т.е. развивает эстетическое чувство (ремесла, рукоделие, игрушка и т.д.);
- формирование здорового образа жизни – направлено на развитие ловкости, пластичности тела, а также способствует интеллектуальному развитию человека;
- народная медицина и кухня, (огородные и лекарственные растения, традиции закаливания, русская баня, трапеза, русские напитки);
- народные игры и танцы.
Каждое направление включает в себя все аспекты воспитательно-образовательного процесса: физическое, эстетическое, нравственное и интеллектуальное и речевое развитие.