С чего начать работу вновь избранному председателю профкома и о чём не следует забывать председателю со стажем? Как организовать работу, чтобы она была не в тягость, а в радость, чтобы хватило времени на всё?
Работая в образовательном учреждении в должности учителя, воспитателя, председатель профкома уже обладает некоторым управленческим опытом. Он управляет классом (группой), вступает в деловые контакты с родителями, коллегами, администрацией учреждения. Разрабатывает учебные программы, сценарии мероприятий, оформляет необходимую документацию. Во всяком случае, заявления, объявления, справки, протоколы и планы писать умеет. Кроме того, работник образования сведущ в области педагогики и психологии, логики и социологии, разбирается в политике и экономике.
Так что, председателю профкома придётся только выбрать и применить на практике уже имеющиеся знания, умения и навыки (ЗУНы), которые ему понадобятся в новой социальной роли, а при необходимости – дополнить их.
С чего начать свою деятельность профсоюзному лидеру сразу после избрания и о чём постараться не забыть в текущей работе?
- 1. Оформить отдельную папку (файл в папке) из документов, подтверждающих легитимность деятельности первичной профсоюзной организации, профкома и председателя как руководителя организации. Какие документы сложить в эту папку? В первую очередь, Устав Профсоюза, положение первичной организации, протокол отчётно-выборного собрания (или выписка из протокола, заверенная подписями председателя и секретаря собрания) об избрании председателя первичной организации и об избрании профкома.
- 2. Зайти на сайт горкома, ознакомиться с его содержанием. И если после этого у вас ещё останутся вопросы по новой работе, обратиться за разъяснением в горком Профсоюза.
- 3. Составить вопросник. Заранее договорившись по телефону о времени, сходить в горком, познакомиться со штатными профсоюзными работниками, получить ответы на свои вопросы.
- 4. Нанести деловой визит руководителю учреждения (это надо делать перед началом каждого нового учебного года!), договориться о времени еженедельных встреч по решению вопросов совместного ведения, а именно: планирование и организация режима работы сотрудников, установление стимулирующих выплат, охрана труда, разрешение трудовых споров и т.д. Кроме того, следует сразу решить вопрос о включении в циклограмму работы учреждения проведение профсоюзных собраний, заседаний профкома и занятий Школы правовых знаний. То есть должен быть выделен в рамках режима работы учреждения день недели, время и место проведения этих важных для Профсоюза организационных моментов.
- 5. Изучить имеющееся профсоюзное делопроизводство: планы, протоколы, списки членов Профсоюза, приложение к городской смете расходов (о направлениях и размере расходов). Проверить наличие заявлений о вступлении в Профсоюз и об удержании профсоюзных взносов. В случае их отсутствия, побудить члена Профсоюза написать такие заявления.
- 6. Распределить обязанности в лидерской команде – профкоме с учётом личностных и профессиональных особенностей и пожеланий каждого члена профкома. Сформировать постоянные комиссии, председателями комиссий назначить членов профкома. Все эти решения оформить постановлением профкома.
- 7. Составить личную циклограмму работы на неделю и циклограмму работы профкома на календарный или учебный год с учётом договорённостей с руководителем.
- 8. Проанализировать социальный паспорт коллектива по возрасту, уровню квалификации, семейному положению и другим показателям.
- 9. Определить программу мотивации профсоюзного членства: разобраться, сколько работников не состоит в Профсоюзе, выявить причины и индивидуальные потребности, закрепить за каждым или группой работников наиболее авторитетных членов профкома или членов Профсоюза для работы по вовлечению в Профсоюз.
- 10. Проверить состояние, место положения и содержание профсоюзного уголка. При необходимости поменять структуру, обновить материалы, в первую очередь, о составе профкома и постоянных комиссий.
- 11. Объявить в организации «неделю мозгового штурма» по составлению плана работы. Установить сроки и дать задание председателям постоянных комиссий. Для выявления потребностей членов Профсоюза поставить в учительской или методкабинете ящичек для сбора пожеланий и ожиданий. Назначить ответственного (это, как правило, председатель организационно-массовой комиссии) за оформление плана работы. Утвердить план работы на заседании профкома. Извлечения из плана работы вывешивать в профсоюзном уголке на каждую неделю.
- 12. Определить программу, место, время, лекторов Школы правовых знаний с учётом договорённостей с руководителем и потребностей членов Профсоюза. Информацию дать в профсоюзном уголке.
- 13. Создать собственный сайт, наладить работу по выпуску газеты.
- 14. Изучить территориальное и региональное отраслевые Соглашения, а также локальные нормативные акты, принятые работодателем с участием представителей Профсоюза либо с учётом их мнения: это коллективный договор, положение об оплате труда, ПВТР, соглашение по охране труда. Выяснить, какими льготами пользуются члены Профсоюза, какие права и гарантии ВОППО зафиксированы в них. Если в профкоме этих документов почему-то нет, взять в горкоме (на сайте), ЛНА - у работодателя, сделать для себя копии. При необходимости подготовить предложения по изменениям и дополнениям в ЛНА и направить их работодателю.
- 15. Проанализировать уровень собственных знаний и знаний членов профкома в области профсоюзного движения, найти возможность откорректировать их путём самообразования, курсовой подготовки, общения с коллегами и штатными профсоюзными работниками.
- 16. Сформировать библиотечку из справочников, законодательных и нормативно-правовых актов РФ по вопросам регулирования трудовых отношений, теории и практики профсоюзного движения.
Это минимальный перечень обязательных организационных шагов. Всё зависит от уровня Вашей подготовки и подготовки Вашей команды к выполнению новой социальной роли, от авторитета организации, от уровня взаимоотношений с администрацией учреждения.